История создания ультрафиолетовых бактерицидных облучателей
Skip to Menu Skip to Content Skip to Footer

Show Search

История создания ультрафиолетовых бактерицидных облучателей

Современное обеззараживание ультрафиолетом (УФ) применяется как в повседневной жизни человека, так и во всех сферах его деятельности. Такое популярное всемирное развитие практического использования (см. сайт) ультрафиолетовых бактерицидных облучателей сопровождается рядом важнейших исторических событий. УФ – лучи были открыты немецким учёным  И. Риттером  ещё в 1801 году. Подробным изучением спектра действия данного электромагнитного излучения также занимались английские учёные Доюн и Блаунт, что привело их к доказательству бактерицидного действия УФ излучения в 1877 году. Это послужило исторической точкой отсчёта успешного использования такого физического фактора в медицине.

В 1892 году английский ученый Гарри Маршал Вард доказал, что УФ часть электромагнитного спектра уничтожает болезнетворные бактерии. Немаловажный вклад внёс и Ричард Кёх, получивший в 1899 году кварцевое стекло из расплавленного горного хрусталя, которое способно отлично пропускать УФ - лучи, как выяснилось им позже. Кёх также проводил исследования в области данного электромагнитного излучения и в 1904 году, создал первую ртутно-кварцевую лампу, служащую мощным источником бактерицидного обеззараживания. В 20-х годах были проведены первые лабораторные испытания УФ излучения в борьбе с воздушно-капельными инфекциями, показавшие успешный результат. Уже с 1930 года ультрафиолет начали активно применять в медицине, а в 1936 году в США данное электромагнитное излучение впервые было использовано для стерилизации воздуха в хирургическом операционном помещении, при этом значительно снизился уровень послеоперационных инфекций. В 1937 году область применение УФ обеззараживания была расширена, впервые такая бактерицидная модель была использована в обычной американской школе. Вентиляционная система была снабжена ультрафиолетовым бактерицидным облучателем, что значительно снизило уровень заболеваемости учеников различными воздушно-капельными инфекциями, в том числе и распространённой в то время корью. Практика кварцевания имела успешное применение до 80-х годов. Однако работа кварцевой лампы  вызывала образование озона, токсичного для человека в определённых концентрациях, что приводило к кварцеванию в отсутствии людей в помещении и обязательному проветриванию.

В 1994 году группа отечественных учёных решила проблемы кварцевания,  запатентовав бактерицидный облучатель закрытого типа, являющийся рециркулятором с безозоновой лампой. Конструкция рециркулятора  удерживает УФ излучение, что позволяет человеку без вреда для здоровья находиться в обеззараживающемся помещении.

Стремительное развитие применения ультрафиолетового обеззараживания привело ещё в 70-х годах минувшего века к использованию УФ - лучей для очистки не только поверхностей и воздуха помещения, но и воды (питьевой, сточной, технической, воды в бассейне) с помощью встроенного защитного чехла на лампе. Хлорирование воды остаётся менее эффективным и безопасным обеззараживанием: приводит к образованию органических соединений хлора, вызывающих злокачественные опухоли; меняет вкусовые качества воды; не решает проблему распространения гепатита А. Все эти факторы привели к широкому применению в обеззараживании воды ультрафиолетовых обеззараживателей. Современные ультрафиолетовые бактерицидные облучатели не вызывает образование побочных вредоносных продуктов, что относит их к категории абсолютно безопасных для жизни людей и животных.